1. Схема каркаса детского спортивного комплкса Пирамида комплекса показана на РИСУНКЕ 1. Элементы каркаса комплекса соединяется между собой сквозь крепежные отверстия в трубах винтами-конфирматами Ф7х70мм, которые затягиваются при помощи шестигранного ключа (в комплекте) от руки, либо с применением аккумуляторного шуруповерта. На всех трубах каркаса внешняя сторона крепежного отверстия имеет дополнительное углубление (выемку) для головки винта-конфирмата, выемка всегда направленна наружу. В качестве крепёжных втулок для винтов-конфирматов применяются дюбеля ПВХ Ф12мм длиной 60мм, которые запрессованы внутри труб.
Внимание! Наклонная шведская лестница с семью перекладинами в каркасе комплекса всегда располагается с левой его стороны (рис.2) и переходит в верхней его части в рукоход – горизонтальную лесенку. Увеличенное окошко в наклонной лестнице располагается сверху под рукоходом для возможности пролезания ребенка через это окошко. Наклонная лестница по ширине меньше, чем лестница горизонтального рукохода. В иных сочетаниях лестницы и рукохода каркас невозможно будет собрать из-за специфичного расположения крепежных отверстий в деталях комплекса.
Внимание!Перед сборкой всех наклонных стоек каркаса (шведской стенки и на противоположной стороне каркаса лестница с тремя укрупненными окнами) пропустите перекладины элементов каркаса сквозь отверстия в мягкой оплетке. Убедитесь в том, что мягкая оплетка установлена правильно и обхватывает стойку тканью ПВХ с наружной стороны.
Собирать удобнее в следующем порядке. Сначала соберите детали четырех отдельных укрупненных элементов конструкции и стяните их между собой винтами-конфирматами.
1) Сборка верхней части красного цвета (детали на РИСУНКЕ 1 поз. 1,2,3, 4, 5, 6, 10):
2) Сборка Шведской стенки с семью разноцветными перекладинами, покрашенными в цвета радуги, стойки зеленого цвета (детали на РИСУНКЕ 1 поз. 7,8,10).
Перед сборкой пропустите перекладины элементов каркаса сквозь отверстия в мягкой оплетке. Убедитесь в том, что мягкая оплетка установлена правильно и обхватывает стойку тканью ПВХ с наружной стороны.
3) Сборка лестницы с укрупненными окнами зелено-желтого цвета (детали на РИСУНКЕ 1 поз. 10,11,12,13). Не забывайте про мягкую оплетку.
Перед сборкой пропустите перекладины элементов каркаса сквозь отверстия в мягкой оплетке. Убедитесь в том, что мягкая оплетка установлена правильно и обхватывает стойку тканью ПВХ с наружной стороны
4) Сборка нижней части синего цвета (детали на РИСУНКЕ 1 поз. 10,14,15,16)
5) Положите верхнюю часть красного цвета на пол, а затем в направляющие втулки установите детали с лестницами зеленого и желтого цветов, при этом увеличенное «окошко» в лестнице с семью перекладинами должно быть расположено у верхнего основания (красного цвета). Затем установите сверху нижнюю широкую часть каркаса синего цвета. Затяните винтами-конфирматами углы каркаса в нижней его части (синего цвета) с пятью наклонными стойками (зеленого цвета). Переверните каркас комплекса и установите его на пол нижней широкой частью (синего цвета). Стяните винтами-конфирматами углы каркаса в верхней его части (красного цвета) с пятью наклонными стойками (зеленого цвета).
- Застегните на боковых наклонных стойках комплекса мягкую оплётку.
- Навесьте гимнастические и игровые снаряды.
- Закрепите гимнастические маты.
Рис.2
Рис.3
Комплектность спортивно-игрового комплекса «Пирамида».
• металлический каркас (длина каркаса 130см, ширина 104см, высота 104см)
- наклонная шведская стенка с семью ступеньками в цветах радуги,
- лестница "Окошки" с большими расстояниями между ступенями,
- рукоход на четыре ступеньки - в верхней части каркаса;
• 2 гимнастических мата прямоугольной формы и трапециевидной формы, маты складываются пополам;
• щит накидной из ламинированной фанеры с мягкими бортиками (трек для ползания по • наклонной поверхности или горка для скатывания);
• кольца гимнастические;
• мягкая защитная оплетка (надевается на пять наклонных стоек каркаса).
Дополнительные навесные игровые снаряды для «Пирамиды».
• Качели деревянные;
• Сеть для лазания трапециевидной формы.
Инструкция по завязыванию узлов навесных снарядов
ВНИМАНИЕ! Правильно завязанный узел на сети, трапеции, кольцах и прочих снарядах является гарантией безопасной игры детей на спортивном комплексе.
БЕЗОПАСНОСТЬ.
Не оставляйте ребенка играющим на комплексе, без присмотра взрослых. Если Вам необходимо надолго покинуть помещение, в котором играет ребенок на комплексе, установите каркас комплекса в положение для манежа.
Один раз в месяц проверяйте надёжность затяжки винтов, соединяющих элементы конструкции каркаса между собой. Своевременно производите замену сильно потертых веревок на новые на гимнастических снарядах.
Обучайте детей правильным приемам захвата руками снарядов и перекладин комплекса.
Обучайте детей правильным приемам падения и спрыгивания со снарядов комплекса.
Внимание! Для обеспечения безопасной игры на комплексе не разрешайте детям оставлять игрушки на гимнастических матах в зонах возможного падения ребёнка со снарядов комплекса.
Каковы основы безопасн ого поведения детей на спортивных комплексах?
Этот вопрос постоянно задают себе родители, особенно на первом этапе освоения спортивного комплекса. А ведь ребёнок с первых дней жизни, по мере освоения различных видов движения, сталкивается с опасностью удариться, споткнуться, упасть. И эта опасность преследует нас всю жизнь, как в бытовых ситуациях, например, на скользкой лестнице, на сырой траве или на обледенелой дороге зимой, так и при спортивных занятиях в футболе, хоккее, лёгкой атлетике, вольной борьбе, самбо, дзюдо и других видах спорта. По мере развития скелетно-мышечной системы у подвижного ребёнка будут формироваться навыки ловкости, силы, выносливости, а с хорошей координацией движений различных частей тела появится умение надёжно и быстро ориентироваться в пространстве.
Важно своевременно научить ребёнка правильно падать, владеть своим телом при потере равновесия. Научить этому не такая уж сложная задача. Обучение желательно проводить в местах, предназначенных для физкультурных занятий на достаточно мягком покрытии, - гимнастических матах, борцовском ковре и т.п. Технику выполнения всех приёмов следует совершенствовать до полного их овладения. Приведём основные приёмы поведения человека при падении.
При падении на бок надо согнуть ноги в тазобедренных и коленных суставах, тем самым, приблизив корпус к месту падения, согнуть руки в локтях и приставить их к туловищу, отклонить голову в сторону, противоположную падению. Чем быстрее и точнее отработаны движения, тем меньше сила удара и безопаснее приземление.
Падение вперёд на руки, вытянутые, слегка согнутые в локтевых суставах. Удар смягчается мышечной силой рук, а если её недостаточно, то дополнительно – верхнего плечевого пояса. Голову при этом необходимо отклонить назад, ноги должны быть выпрямлены, чтобы избежать повреждения коленных суставов.
Опасно падать в упор на прямые руки . Это может привести к переломам в области предплечья и локтевых суставов. Более сложным является падение вперёд, когда развивается значительная сила инерции, например, при падении во время разбега, выполнении опорных прыжков, разновидностей бега. Падение вперёд в этом случае переводится в один или несколько кувырков вперёд через плечо. Однако, этот приём технически сложен и обучать ему следует с осторожностью после предварительной специальной физической подготовки.
При падении вниз ноги слегка сгибают в коленных и тазобедренных суставах, стопы удерживают параллельно поверхности приземления. Корпус несколько наклоняют вперёд. Руки сгибают в локтях и прижимают к корпусу. Удар при приземлении смягчается мышечной силой ног, а если равновесие удержать не удалось, то приземление завершается падением на бок или вперёд на руки.
При падении назад руки надо развести в стороны, согнуть в локтевых суставах ладонями вниз. Голову наклоняют к груди, ноги сгибают и прижимают к корпусу, силу удара при приземлении смягчают ударом рук о землю и завершают перехватом через спину и плечо или на спину, если инерция незначительна.
Особенно опасно падение на спину в упор. Оно чревато серьезной травмой туловища, внутренних органов, головы. Приёмам падения назад должно быть уделено особое внимание. В отдельных случаях падение назад при потере равновесия может быть переведено в более безопасное падение на бок.
Важно помнить! Навыки безопасного падения, развитые в детском возрасте, сохраняются всю жизнь, предохраняя человека от травм. По статистике повреждения при падении составляют около 80% травм у детей.
Существует ряд элементарных правил, которые следует запомнить и выполнение которых необходимо требовать от детей неукоснительно:
1. Игровая зона под конструкциями комплекса должна быть свободна от игрушек и предметов мебели, например стульев, в случае падения со снарядов.
2. Стремитесь пресекать опрометчивость и браваду ребенка, особенно при выполнении упражнений на высоте. Учите ребенка быть внимательным и осторожным, чтобы он сам со временем заботился о собственной безопасности.
3. Учите ребенка правильно рассчитывать свои силы и в случае сложных ситуаций просить помощи у взрослых. Стеснительность в данном случае неуместна!
4. В случае занятий на комплексе двух и более детей своевременно пресекайте любые попытки ссоры между ними. При этом необходимо вывести ссорящихся детей из игровой зоны и предложить им договориться о правилах поведения на спортивных снарядах. Только после этого дети могут быть допущены к продолжению игры в зоне комплекса.
5. К занятиям на комплексе не следует допускать эмоционально и двигательно перевозбужденных детей, а также ребят в состоянии агрессии. Потому что они не могут сконцентрировать свое внимание и контролировать движения в сложно организованном пространстве комплекса.
Как обеспечить помощь ребенку во время занятий?
Доверяйте своему ребенку. Если он отказывается выполнять какое-либо ваше задание, не настаивайте и не принуждайте его. Лучше ободрите его похвалой, удивитесь какой он ловкий и сильный.
1. Поддерживайте любую разумную инициативу ребенка: ”Давай я теперь буду с горки кататься!”- “Давай!”
2. Страхуйте ребенка при первых самостоятельных попытках освоить новый снаряд. Особенно, при знакомстве с кольцами и лианой.
3. Как только снаряд будет освоен малышом достаточно уверенно, займите позицию стороннего наблюдателя. Авансируйте ребенка доверием: “Вот видишь: теперь ты сам можешь подтягиваться на перекладине”.
4. Поднимая ребенка вверх за руки, никогда не держите его только за кисти (кости и мышцы запястья малыша окрепли еще недостаточно) обязательно придерживайте целиком предплечье.
5. Самый безопасный вид страховки: поддержка ребенка за бедра. При выполнении упражнений на перекладине, кольцах, лиане следует фиксировать положение позвоночника ребенка. Для этого встаньте сбоку от снаряда и зафиксируйте ладони одновременно на груди и спине малыша.
6. Стремитесь пресекать опрометчивость и браваду ребенка, особенно при выполнении упражнений на высоте. ”А я и без рук могу стоять на перекладине”. Учите ребенка быть внимательным и осторожным, чтобы он сам заботился о собственной безопасности.
Существуют ли способы визуальной оценки по внешним признакам утомления и физического перенапряжения у детей?
Существуют ли способы визуальной оценки по внешним признакам утомления и физического перенапряжения у детей?
Признаки | Небольшое физиологическое утомление | Значительное утомление (острое переутомление I степени) | Резкое переутомление (острое переутомление II степени) |
Окраска кожи | Небольшое покраснение | Значительное покраснение | Резкое покраснение, побледнение, синюшность |
Потливость | Небольшая | Большая (выше пояса) | Особо резкая (ниже пояса), выступание солей |
Дыхание | Учащенное (до 22-26 в 1мин. на равнине, до 36 на подъеме) | Учащенное (38-46 в 1 мин.), поверхностное | Резкое (более 50-60 в 1 мин), учащенное, через рот, переходящее в отдельные вдохи, сменяющееся беспорядочным дыханием |
Движение | Бодрая походка | Неуверенный шаг, легкое покачивание, Отставание на марше | Резкие покачивания, появление некоординиро- ванных движений. Отказ от дальнейшего движения. |
Общий вид, ощущения | Обычный | Усталое выражение лица, нарушение осанки, (сутулость, опущенные плечи). Снижение интереса к окружающему. | Изможденное выражение лица, резкое нарушение осанки (''вот-вот упадет''), апатия, жалобы на резкую слабость ( до прострации), сильное сердцебиение, головная боль, жжение в груди, тошнота, рвота. |
Мимика | Спокойная | Напряженная | Искаженная |
Внимание | Хорошее, безошибочное выполнение указаний | Неточность в вы- полнении команд, ошибки при пере- мене направления | Замедленное, неправильное выполнение команд. Воспринимается только громкая команда. |
Пульс, ударов/мин | 110-150 | 160-180 | 180-200 и более |
Каковы требования, предъявляемые к одежде и обуви с точки зрения удобства и безопасности при занятиях на комплексе?
Одежда должна быть удобной. Она не должна сковывать движения ребёнка и затруднять теплообмен. Не допускается скользкая кожаная или жесткая пластиковая подошва обуви, также высокий каблук и не завязанные шнурки. Следует помнить, что занятия на комплексе босиком являются лучшей профилактикой от плоскостопия, а также позволяют произвести массаж ступней ног ребенка. Наличие посторонних колющих предметов на одежде или в карманах (например, значки, булавки, заколки, мелкие игрушки и т.п.) могут явиться причиной травмы. Перед занятием на комплексе снимите с шеи ребенка предметы украшения в виде бус, цепочек, тесемок и других фенечек. Длинные волосы у девочек должны быть подобраны в косу или зафиксированы резинкой в пучок. Очки у плохо видящих детей должны быть зафиксированы резинкой на затылке.
Как поддержать интерес детей к занятиям на спортивном комплексе?
Покупая спортивный комплекс, родители часто задают вопросы: ''Как долго ребенок будет стремиться осваивать спортивные снаряды? Не станет ли спортивный комплекс ещё одной дорогой игрушкой, к которой быстро угаснет интерес, или того хуже – комплекс станет бесполезным предметом интерьера?''. С целью стимулирования интереса ребёнка к постоянным занятиям на комплексе и моделирования различных игровых ситуаций гимнастические снаряды комплекса рекомендуется периодически менять местами, размещая их в различных частях конструкции комплекса. Проектирование комплекса осуществлялось с учетом психологии детей, при этом учитывался их ярко выраженный исследовательский рефлекс и способности к фантазированию, любовь к игре и потребность в разнообразных движениях. Ребенку, как правило, надоедает долго заниматься чем-то одним. Следовательно, для продления общего времени занятий физическими упражнениями необходимо их чередовать с другими видами умственной и созидательной деятельности. Смена занятий – есть отдых!
Итак, Ваш ребёнок осваивает спортивный комплекс. Под Вашим присмотром познакомьте маленького человека с подстерегающими его опасностями, чтобы он сам становился осторожным и внимательным. А это куда более надёжная защита от всяких опасностей, чем самая тщательная опека взрослых.
Борис Павлович Никитин, отец – профессионал, вырастивший семерых детей, в своих трудах неоднократно возвращался к вопросам безопасности детей при падении. Приведём часть главы: ''Учимся ходить и … падать'' из его книги.
''Первые шаги, сколько радости они доставляют всем: и ребёнку и взрослым! И сколько тревоги… Особенно побаиваются бабушки и мамы: а вдруг упадёт? В мягкой кроватке это не так страшно, а если на твёрдом полу? И помогают. Учат ходить так, чтобы малыш не падал: держат за ручки, за воротник пальто, за шарф, сажают в специальные ходунки или надевают что-то вроде сбруи. И так до тех пор, пока ребёнок не научится ходить.
Кому от этого хорошо? Конечно, прежде всего взрослым – так спокойнее. А малышу? Ему от такой ''помощи'' пользы мало. Ведь движения его скованны, он не чувствует своих возможностей, не узнаёт опасностей и совсем не учится … падать. '' А разве этому нужно учиться?'' – спросите вы. Обязательно! Потому что бабушка и мама будут рядом не всегда, а в любой беготне, подвижной игре, спорте сплошь и рядом бывают ситуации, когда падения не избежать. Значит, сильный ушиб, травма может быть там, где умеющий падать отделается только лёгким испугом, а то и вовсе такой мелочи не заметит.
Спортсменов, особенно самбистов, акробатов, гимнастов, фигуристов, парашютистов, даже специально учат падать: группироваться, напрягать мышцы, смягчать удар спружиненными ногами, руками, перекатом. Но вот что интересно: всеми этими приёмами – куда легче, чем взрослые, и без всякого специального обучения – овладевают дети в первые годы жизни, если, конечно, им позволят.
Много раз, видя, как виртуозно умеют падать наши ребята, как хорошо владеют своим телом, мы пытались вспомнить: а с чего же это начиналось? Ведь мы их этому специально не учили…
Но и не мешали им – вот в чём дело! Очень рано пуская их ползать по полу, позволяя им путешествовать по всем комнатам самостоятельно, мы не могли запретить малышу находить какую-нибудь опору, вставать с пола, а потом… и падать. Такие попытки встать, держась за что-нибудь, дети предпринимали десятки, даже сотни раз. И многие из этих попыток кончаются неудачей – падением. С самого начала у наших ребятишек это получалось очень ловко и даже немного потешно. Качнувшись назад, малыш легко складывался (точь-в-точь как перочинный ножик) и садился мягким местом на пол, а качнувшись вперёд, выставлял ручки и становился на четвереньки. Когда ручонки сильные, они спружинят, и ни лоб, ни нос до пола не достанут. Чаще всего он при этом не успевал даже испугаться и продолжал путешествие, как ни в чём не бывало. Ни мы, ни малыш этим падениям не придавали никакого значения и не опасались их. Только однажды мы серьёзно испугались.
Девятимесячного Алёшу пришлось как-то оставить на целый день у бабушки. А возвратившись домой вечером, без всяких предосторожностей, как всегда, я оставил его на полу посредине комнаты. И тут увидел совершенно необычную картину. Алёша сделал несколько шагов, остановился, качнулся назад и стал падать. Но падал он как-то странно, выпрямившись и закинув голову назад, и поэтому сильно стукнулся головой об пол. В чём дело? Я не мог понять, куда девалось его умение падать.
''Секрет'' раскрылся на следующее утро, когда к нам пришла бабушка. Оказывается, она, боясь, что начинающий ходить Алёша может упасть, ходила весь день за ним следом и придерживала его за затылок рукой. Чуть малыш качнётся назад, а тут бабушкина рука, он затылком на неё опирался. Одного дня оказалось достаточно, чтобы Алёша заменил свой способ защиты от ушибов на бабушкин. А в результате шишка на затылке. Этот случай ещё раз убедил нас в том, что от такой ''помощи'' лучше воздержаться.
И все-таки мы помогали малышам учиться ходить. Не только тем, что пускали их в спортивную комнату, где можно было найти много всяких опор и топтаться вокруг них, мы еще давали малышу два своих пальца. Вначале эти пальцы были твердые, надежные, ребенок цепко держался и ходил со мной, мамой или старшими братишками и сестренками по всему дому. Но через несколько дней, когда ребенок начинал топать довольно уверенно, один из этих пальцев вдруг становился ненадежным, начинал качаться, двигаться, куда его ни потянешь, и уж никак не мог служить хорошей опорой.
Малышу приходилось поддерживать равновесие лишь одной рукой, держась только за ''твердый'' палец и бросив другой совсем, потому что толку от него было мало. А через некоторое время и вторая рука становилась все менее и менее надежной. Поневоле малышу все больше приходилось рассчитывать на свои силы, и он постепенно начал ходить самостоятельно''.
Возможно, кого-то нам не удалось убедить в большей степени доверять своему ребёнку, пусть ещё маленькому, в самостоятельном познании нашего непростого мира. В таком случае эта проблема больше из области психологии.